Izvestiya of Saratov University.
ISSN 1816-9775 (Print)
ISSN 2541-8971 (Online)


Химия

ТЕРМОДИНАМИКА ПРОЦЕССА КОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЗЭ - О-ФТАЛЕВАЯ КИСЛОТА

Потенциометрическим методом исследовано комплексообразо­вание редкоземельных  элементов (РЗЭ) La, Се, Pr, Nd, Sm, Eu, Gd, Tb, Dy, Ho, Er, Tm и Yb с о-фталевой кислотой при р = 0.2(KCI) в интервале температур 298-328 К. В области pH = 3.8-5 обна­ружено существование комплексной частицы состава LnL , где

Quantum Chemical Study and QSAR Properties of 3-Seleno- pentanediones-1,5 Aromatic Derivatives: Prerequisites for Inter­ action with the Carbohydrate-Binding Proteins

The role of spatial and electronic  structure, hydrophobic  properties and concentration of organoselenium compounds  on their interaction with fungal metabolites  - carbohydrate-binding proteins, extracellular lectins  of Lentinula edodes (shiitake mushroom) has  been consi­ dered. By  the hybrid density  functional theory  method at the B3LYP/6-31G(d,p) theory  level, spatial and electronic  structure of the 1,5-di(4-R-phenyl)-3-selenopentanediones-1,5 molecules  has  been studied.

Influence of the Cantomination of Several Strains of Helicobacter pylori on Ulcer Disease Development, Stomach Cancer, and Their Complications

The bioptates  of 170 patients  with ulcer disease and stomach cancer were analyzed to reveal Helicobacter pylori with the help of histological and molecular-genetic  techniques. The cantomination levels  of Helicobacter pylori in various  clinical cases  were determined. The most virulent strains responsible for complication development, including ulcer-cancer transformations, were revealed.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ АКТИВАЦИИ И ДРУГИХ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ

В процессе изучения химических и других естественно-научных дисциплин в аграрных ВУЗах возникает острая проблема нехватки аудиторных часов. Мы считаем, что в данных условиях необходимо интегрировать линии содержания дисциплин как внутри предметов, так и с другими дисциплинами. Внутри- и межпредметная интеграция обеспечивает усвоение содержания преподаваемых дисциплин, а также приобретение учащимися необходимых компетенций.

Transformations of substituted cyanoiminooctahydroquinazolines under oxidation conditions

Substituted quinazolines of various degrees of saturation and functionalization possess a wide spectrum of biological activity, in particular, anticancer activity, which predetermines the importance of obtaining new representatives of this type of compounds and studying their practically useful properties. Methods for the preparation of 2-cyanoiminoquinazolines are poorly described in the literature, while their properties and oxidation reactions have not been studied at all.

Microextraction preconcentration with nonionic surfactants and colorometric determination of phenol

The extraction of the tungsten blue complex formed by the reaction of phenol with Folin-Ciocalteu reagent (FCR) in the presence of a nonionic surfactant Triton X-100 in alkaline medium using the methodology of micellar extraction based on «clouding point» has been studied for the fi rst time. Aqueous solutions of sodium carbonate and sodium sulfate were used to create pH and as a desalting agent.

Investigation of the properties of the solid residue of the pyrolysis of sewage sludge

This article presents the results of the thermal processing of sludge from domestic wastewater under laboratory conditions. The pyrolysis process is carried out in a batch reactor with an original design. Gaseous and liquid forms of hydrocarbon compounds, as well as solid carbonaceous residue, were obtained after processing the sludge in a pyrolytic plant. It is established that during pyrolysis of sludge sewage sludge, the output of the process products depends on the heating rate of the raw material.

Study of the activity of bifunctional catalyzers on the transformation of n-hexane

The production of various motor fuels is carried out by processing light fractions of oil with an initial temperature of boiling to 350°С. The current trend shows that oil in new fi elds has more weight than before. New oil reservoirs are deeper with a greater proportion of dark fraction with a boiling point of 350°С. This situation stimulates to fi nd new ways of increasing the processing depth light fractions for synthesis target product. One of the main solution path for the problem is creation of new catalytic systems or modernization of existing ones.

Analytical reactions of 2,4-dinitrophenylhydrazine with some aldehydes in micelles of cationic surfactants

The analytical eff ect of micelles of cationic surfactants in the reactions of some aromatic aldehydes (AA) with 2,4-dinitrophenylhydrazine (DNPH) with the formation of the corresponding aci-forms of hydrazones has been established. It has been established that micelles of nonionic and anionic surfactants do not cause analytically signifi cant eff ects in the system under study.

Smartphone use in solid-phase fl uorimetric determination of some polypeptide antibiotics in medicinal preparations

The analysis of semi-products at diff erent stages of production and fi nished medicinal products is an integral part of an eff ective quality assurance system for pharmaceutical production. The traditional methods used in the pharmaceutical fi eld, such as capillary electrophoresis, gas and liquid chromatography, are quite versatile and eff ective. However, they are distinguished by the high cost of instrumentation and component materials, the need to use high-purity solvents, the lack of mobility and the possibility of in situ studies.

Pages

Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1816-9775 (Print)
ISSN 2541-8971 (Online)


Химия

ТЕРМОДИНАМИКА ПРОЦЕССА КОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЗЭ - О-ФТАЛЕВАЯ КИСЛОТА

Потенциометрическим методом исследовано комплексообразо­вание редкоземельных  элементов (РЗЭ) La, Се, Pr, Nd, Sm, Eu, Gd, Tb, Dy, Ho, Er, Tm и Yb с о-фталевой кислотой при р = 0.2(KCI) в интервале температур 298-328 К. В области pH = 3.8-5 обна­ружено существование комплексной частицы состава LnL , где

КВАНТОВОХИМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И QSAR-СВОЙСТВА АРОМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДНЫХ З-СЕЛЕНПЕНТАН-ДИОНА-1,5: ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УГЛЕВОДСВЯЗЫВАЮЩИМИ БЕЛКАМИ

Выяснена роль пространственной и электронной структуры, гидрофобных  свойств и концентрации селенорганических  соеди­нений при их  взаимодействии с  грибными метаболитами, угле- водсвязывающими белками - внеклеточными лектинами высшего гриба шиитаке. Гибридным методом теории функционала плот­ ности на уровне теории B3LYP/6-31 G(d,p) изучена пространст­ венная и электронная структура молекул 1,5-ди(4-Р-фенил)-3- селенпентандионов-1,5. Посредством оценки QSAR-свойств по атомно-связево-аддитивным схемам показаны различия в гид­ рофобности указанных  соединений.

ВЛИЯНИЕ КАНТОМИНАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ШТАММОВ HELICOBACTER PYLORI НА РАЗВИТИЕ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ, РАКА ЖЕЛУДКА И ИХ ОСЛОЖНЕНИЙ

В работе проведен анализ биоптатов 170 пациентов с язвенной болезнью и раком желудка по выявлению Helicobacter pylori с  помощью гистологического и молекулярно-генетического методов. Определен уровень кантоминации Н. pylori в различных  клинических  случаях. Выявлены наиболее вирулентные штаммы, ответственные за развитие осложнений, в том числе за перерождение язвы в рак. 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ АКТИВАЦИИ И ДРУГИХ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ

В процессе изучения химических и других естественно-научных дисциплин в аграрных ВУЗах возникает острая проблема нехватки аудиторных часов. Мы считаем, что в данных условиях необходимо интегрировать линии содержания дисциплин как внутри предметов, так и с другими дисциплинами. Внутри- и межпредметная интеграция обеспечивает усвоение содержания преподаваемых дисциплин, а также приобретение учащимися необходимых компетенций.

Превращения замещенных цианоиминооктагидрохиназолинов в условиях окисления

Замещенные хиназолины различной степени насыщенности и функционализации обладают широким спектром биологической активности, в частности, противораковой активностью, что предопределяет значимость получения новых представителей этого типа соединений и изучение их практически полезных свойств. В литературе описано мало способов получения 2-цианоиминохиназолинов, в то время как их свойства и реакции окисления не изучены вовсе.

Микроэкстракционное концентрирование неионными ПАВ и цветометрическое определение фенола

Впервые исследована экстракция комплекса вольфрамовой сини, образованного по реакции фенола с реактивом Фолина – Чокальтеу (ФЧ) в присутствии неионного поверхностно-активного вещества (ПАВ) Тритона Х-100 в щелочной среде с применением методологии мицеллярной экстракции на основе «точки помутнения». Для создания рН и в качестве высаливающего агента применяли водные растворы карбоната и сульфата натрия.

Исследование свойств твердого остатка пиролиза осадков сточных вод

Приведены результаты термической переработки илового осадка хозяйственно-бытовых сточных вод в лабораторных условиях. Описан процесс пиролиза, проведенный на установке с реактором периодического действия, при атмосферном давлении в интервале температур от 20 до 700–800°С, до прекращения образования продуктов реакции. В результате переработки илового осадка на пиролитической установке получены углеводородные соединения в газообразном, жидком виде, а также твёрдый углистый остаток.

Исследование активности бифункциональных катализаторов на превращение н-гексана

Получение различных моторных топлив осуществляют посредством переработки светлых фракций нефти, с температурой начала кипения до 350°С. Нынешняя тенденция показывает утяжеление нефти на новых месторождениях. Новые залежи нефти находятся глубже большей долей темных фракций с температурой кипения от 350°С. Данная ситуация ведет к поиску решений по увеличению глубины переработки светлых фракций для получения целевых продуктов. Одним из основных путей решения поставленной задачи является создание новых или модернизация существующих каталитических систем.

Аналитические реакции 2,4-динитрофенилгидразина с некоторыми альдегидами в мицеллах катионных ПАВ

Установлен аналитический эффект влияния мицелл катионных поверхностно-активных веществ (ПАВ) в реакциях некоторых ароматических альдегидов (АА) с 2,4-динитрофенилгидразином (ДНФГ) с образованием соответствующих аци-форм гидразонов. Установлено, что аналитически значимые эффекты мицеллы не ионных и анионных ПАВ в исследованной системе не вызывают.

Использование смартфона в твердофазно-флуориметрическом определении некоторых полипептидных антибиотиков в лекарственных препаратах

Анализ полупродуктов на разных этапах производства и готовой лекарственной продукции является неотъемлемой составляющей эффективной системы обеспечения качества фармацевтического производства. Традиционные методы, используемые в фармацевтической области, такие как капиллярный электрофорез, газовая и жидкостная хроматография, довольно универсальны и эффективны. Однако их отличает высокая стоимость аппаратурного оформления, комплектующих материалов, необходимость использования высокочистых растворителей, отсутствие мобильности и возможности исследований in situ.

Страницы