Для цитирования:
Растегаева В. С., Плешакова Е. В. Использование игровых методов при обучении основам химической токсикологии в рамках экологического воспитания школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Химия. Биология. Экология. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 304-308. DOI: 10.18500/1816-9775-2021-21-3-304-308
Использование игровых методов при обучении основам химической токсикологии в рамках экологического воспитания школьников
В современном техногенном мире актуальной является задача формирования у школьников экологического сознания, восприятия и мышления. Знания из области химической токсикологии необходимы учащимся всех возрастов для профилактики и сохранения здоровья и состояния окружающей среды. Учитывая, что токсикологические знания отличаются повышенным уровнем сложности, цель настоящей работы состояла в разработке и применении игровых методов при обучении основам химической токсикологии в рамках экологического воспитания школьников. Нами разработано и реализовано для учащихся средней школы обучающее занятие для школьников «Занимательная фитотоксикология», состоящее из нескольких этапов. На первом этапе при использовании в обучении объяснительно-иллюстративных методов школьники получили теоретические знания по фитотоксикологии; на втором этапе школьники закрепили полученные знания в игровой форме, решая сочиненные нами ситуационные задачи, отгадывая загадки и отвечая на занимательные вопросы; на третьем этапе среди школьников провели анкетирование для выявления степени заинтересованности учащихся в данной тематике и полноты усвоения материала. Анкетирование показало, что реализация данной игровой методики обучения позволила школьникам лучше усвоить сложный материал, повысила активность и интерес учащихся, а также способствовала формированию экологических знаний и экологической ответственности.
- Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура // Вестник ТПГУ. Сер. Естественные и точные науки. 2007. Вып. 6 (69). С. 57–61.
- Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного экологического образования : Программнометодические материалы к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / под ред. Г. А. Ягодина. М. : МИОО, 2009. 192 с.
- Хабриев Р. У. Токсикологическая химия. Аналитическая токсикология. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. 752 с.
- Извекова Т. В., Гущин А. А., Кобелева Н. А. Основы токсикологии : учебное пособие. СПб. : Лань, 2020. 152 с.
- Кафарова О. К. Сущность современного экологического воспитания школьников // XXI век. Человек и окружающий мир. 2018. № 3. С. 36–49.
- Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников : учебник. Минск : НМО, 2005. 170 с.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 336 с.
- Филиппова С. В. Игровые технологии в дополнительном экологобиологическом образовании детей. М. : Экопресс, 2013. 88 с.
- Стрекаловская М. М., Дарханова Т. М. Педагогические подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 64–72.
- Привалова Е. Г., Мирович В. И. Основы фитотоксикологии. Обзор растительных объектов. Элементы фитохимического анализа : учеб. пособие. Иркутск : ИГМУ, 2018. 102 с.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Современные тенденции в развитии стратегий экологического образования // Экологический вестник. 2001. № 5-6. С. 24–29.
- Блинова Л. Ф. Зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам. Казань : КНПО ВТИ, 2007. 72 с.