апомиксис

Diagnostics of Seed Reproduction Mode in Some Species Calamagrostis Adans. from Flora of Peninsula Kamchatska

The mode of seed reproduction in four species Calamagrostis of peninsula Kamchatka (Russia) flora has been examined (C. langsdorffii (Link) Trin., C. lapponica Wahl., C. neglecta (Ehrh.) Gaertn., C. sesquiflora Trin.). In C. lapponica and C. neglecta studied plants are characterized by highly degree of pollen sterility (61,2 and 24,8% respectively) and significant variation of pollen grains size (CV = 17,4 and 18,7%), which is typical for apomictic forms. The embryological particulars specific to apomictic plants were found in the analysis of female generative sphere too.

The Poa bulbosa L. Reproductive Strategy in the Steppe Phytocenoses of the Lower Volga Region

Poa bulbosa L. is a native cereal of the European and Mediterranean flora and an invasive species in North America. The study of its reproductive strategy in different environmental and climatic conditions is important for the development of effective methods of containment and prevention of invasions. Plants of two coenopopulations were investigated embryologically. In addition, the morphology of reproductive organs was analyzed in 175 herbarium specimens collected in the flora of the Lower Volga region from 1919 to 2017.

Polyembryony Phenomenon in Apomictic Maize Line in vivo and in vitro

The article is focused on studying of cytoembryological preconditions of polyembryony in the not pollinated ovary of the apomictic maize line АТ-1 under in vitro and in vivo conditions. For an assessment of a nutrient medium role in polyembryony induction a relative analysis of the embryo sacs in cultivated in vitro and native plants ovaries has been lead. Dynamics of formation in them an apomictic twin proem- bryo is traced. In the study line the cause of polyembryony can be either an independent divisions in derivatives of egg cell, or division in additional egg cells.

Saratov Scientific School by the Problems of Biology and Genetics of Plant Reproduction Systems: Achievements and Perspectives

Saratov Scientific School by Biology and Genetics of Plant Reproduction Systems was formed under the leadership of Doctors of Biology S. S. Khokhlov and V. S. Tyrnov. Most of the unique research was performed in the Laboratory of Radiation and Experimental Genetics, established in 1958. Later it was transformed into the Department of genetics and reproductive biology of the Saratov State University Botanical Garden. Over the past 60 years, Saratov scientists have made a significant contribution to the development of fundamental and applied science.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГАМЕТОФИТНОГО АПОМИКСИСА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВА ASTERACEAE ВО ФЛОРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

В ходе исследования семенной продуктивности при беспыльце-
вом режиме цветения и цитогенетических исследований в 250
естественных популяциях 166 видов 62 родов семейства Asteraceae
Европейской части России гаметофитный апомиксис обна-
ружен в популяциях 37 видов 20 родов. При этом гаметофитный
апомиксис обнаружен впервые у 26 видов 10 родов.
 

Реализация предпосылок к полиэмбрионии у апомиктичных видов мятликов

В статье представлены результаты сравнительного анализа частоты цитоэмбриологических предпосылок к полиэмбрионии и степени их реализации у трех видов мятликов с разными типами апомиксиса: Pоа badensis Haenke (диплоспория) и P. pratensis L., P. chaixii Vill. (апоспория). Установлено, что апоспорические виды мятликов обладают более высокими потенциями к истинной и ложной полиэмбрионии по сравнению с диплоспорическим видом P. badensis. У P. pratensis и P.

апомиксис

ДИАГНОСТИКА СПОСОБА СЕМЕННОЙ РЕПРОДУКЦИИ У КАМЧАТСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА CALAMAGROSTIS ADANS.

Проведена диагностика способа семенной репродукции четырех видов вейников – представителей флоры Камчатского полуострова (Calamagrostis langsdorffii (Link) Trin., C. lapponica Wahl., C. neglecta (Ehrh.) Gaertn., C. sesquiflora Trin.). Растения C. lapponica и C. neglecta характеризуются высокой степенью дефектности пыльцы (61,2 и 24,8% соответственно) и значительным варьированием ее размеров в пределах пыльника (CV = 17,4 и 18,7%), что присуще апомиктичным формам.

Репродуктивная стратегия Poa bulbosa L. в степных сообществах Нижнего Поволжья

Poa bulbosa L. является аборигенным злаком европейской и средиземноморской флоры и инвазивным видом в Северной Америке. Изучение его репродуктивной стратегии в различных природно-климатических условиях важно для разработки эффективных методов локализации и предотвращения инвазий. В данной статье представлены результаты цитоэмбриологического исследования растений двух ценопопуляций P. bulbosa и морфологического анализа генеративных структур 175 гербарных образцов, собранных во флоре Нижнего Поволжья с 1919 по 2017 г. Установлено, что в степных фитоценозах Нижнего Поволжья P.

Явление полиэмбрионии in vivo и in vitro у апомиктичной линии кукурузы

Статья посвящена изучению цитоэмбриологических предпосылок к полиэмбрионии в неопылённых завязях апомиктичной линии кукурузы АТ-1 в условиях in vitro и in vivo. Для оценки роли питательной среды в индукции полиэмбрионии был проведен сравнительный анализ зародышевых мешков в завязях, культивируемых in vitro, и в завязях интактных растений. Прослежена динамика формирования в них апомиктичных близнецовых проэмбрио. Установлено, что причиной многозародышевости у изученной линии могут быть либо независимые деления в дериватах яйцеклетки, либо деления в дополни тельных яйцеклетках.

Саратовская научная школа по проблемам биологии и генетики систем репродукции растений: достижения и перспективы

Саратовская научная школа по проблемам биологии и генетики систем репродукции растений сформировалась под руководством докторов биологических наук С. С. Хохлова и В. С. Тырнова. Большинство уникальных исследований было выполнено на базе лаборатории радиационной и экспериментальной генетики, созданной в 1958 г. Позднее она была преобразована в отдел генетики и репродуктивной биологии Ботанического сада СГУ.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГАМЕТОФИТНОГО АПОМИКСИСА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВА ASTERACEAE ВО ФЛОРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

В ходе исследования семенной продуктивности при беспыльце-
вом режиме цветения и цитогенетических исследований в 250
естественных популяциях 166 видов 62 родов семейства Asteraceae
Европейской части России гаметофитный апомиксис обна-
ружен в популяциях 37 видов 20 родов. При этом гаметофитный
апомиксис обнаружен впервые у 26 видов 10 родов.
 

Реализация предпосылок к полиэмбрионии у апомиктичных видов мятликов

В статье представлены результаты сравнительного анализа частоты цитоэмбриологических предпосылок к полиэмбрионии и степени их реализации у трех видов мятликов с разными типами апомиксиса: Pоа badensis Haenke (диплоспория) и P. pratensis L., P. chaixii Vill. (апоспория). Установлено, что апоспорические виды мятликов обладают более высокими потенциями к истинной и ложной полиэмбрионии по сравнению с диплоспорическим видом P. badensis. У P. pratensis и P.